Железные изделия на Мангазее

Бо́льшая часть железных изделий найденных на раскопках явно привозные: судовые скобки, гвозди, сапожные подковки, шилья, швейные иглы, клинки ножей, топоры, ключи и многое другое. Однако в посадской части городища археологами были обнаружены железные шлаки, поэтому вероятнее всего в Мангазеи жили и работали кузнецы, которые обслуживали местное население – они ремонтировали и изготавливали из привозных полуфабрикатов (стального уклада и железных прутов) различные изделия из железа необходимые в быту мангазейцам.

Ножи встречаются 2-х типов – столовые с плоским черешком и универсальные ножи с узкими острыми черешками. На черешки насаживались цельные или наборные деревянные и костяные рукоятки.Рукоятки сохранились только у единичных экземпляров и по большей части они, вероятно, изготавливались на месте. А все клинки, судя по качеству и однотипности, были привозные.

У некоторых экземпляров ножей сохранились уникальные рукоятки. Они украшены орнаментом, инкрустированы вставками из мамонтового бивня. Подобные вещи, несомненно, были изготовлены мастерами-косторезами. Они могли быть привозными, либо среди жителей Мангазеи оказался мастер-косторез. Известно, что в XVI – XVII веках центром косторезного ремесла на Русском Севере стали Холмогоры, а в XVII веке поток холмогорских костяных изделий хлынул в Сибирь.

Кресало – приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII – начала XIX веков, когда были изобретены спички. На Мангазеи кресала встречаются двух типов – калачевидной и подпрямоугольной пластинчатой формы.

Избы мангазейцев освещались лучинами. Горящую лучину вставляли в свете́ц. Светцы известны по раскопкам средневековых русских памятников с XIII века, а по некоторым данным – с XI века. Мангазейский светец представляет собой длинный четырехгранный железный штырь, верхняя часть которого увенчана тремя «пружинами», крайние загнуты наружу, а центральная прямая. Между этих «пружинок» и вставлялась лучина.

Кованые гвозди в основном представлены обломками больших и средних размеров. Вероятнее всего они использовались для крепления верхних и наружных конструкций построек (например, для кровли дома), так как при раскопках в культурном слое гвозди встречены отдельно и ни разу не обнаружены ни в досках пола, ни в отдельно лежащих досках.

Спиралевидные сверла (буравы) сохранились во фрагментированном состоянии. В верхней части буравов имелись петли, в которые вставлялись деревянные рукоятки. В Мангазеи они использовались для просверливания отверстий больших диаметров, например, под деревянные гвозди-нагели при строительстве и ремонте судов. Похожие буравы были найдены на стоянке русских промысловиков на архипелаге Шпицберген.

Сундуки, привозившиеся в Мангазею в качестве товаров и тары, в экспозиции представлены отдельными деталями (сундучная ручка – дугообразно изогнутый стержень с загнутыми петлеобразными концами).

Все найденные ключи предназначались для навесных замков.Среди них можно выделить два типа ключей – с трубчатым стержнем с петлеобразной ручкой и с пластинчатым стержнем и узкой бородкой.

Топоры. На протяжении всего средневековья железные топоры являлись важнейшим инструментом, по своему функциональному назначению почти универсальным (изготовление жилищ, орудий лова и охоты, подготовительный цикл во многих промыслах и ремеслах, связанных с обработкой дерева). Несомненно, что в Сибирь ввозились топоры различных типов, предназначенных для широкого круга плотницко-столярных работ. Огромные партии железных товаров шли через главный торговый центр Сибири – Тобольск. Железные топоры постоянно упоминаются при описании снаряжения промышленных людей. В XVII веке в Сибири распространенным видом железного топора являлся топор с «бородкой» на обухе. Этот небольшой выступ предохранял топорище от излома. Такие железные топоры были найдены на раскопках Мангазейского городища.

Используемая литература:
Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.,
"Мангазея. Мангазейский морской ход». Часть 1/
Под ред. д-ра. истор. наук проф. М.И. Белова -
Ленинград Гидрометеоиздат, 1980 г.

Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.,
"Мангазея. Материальная культура русских полярных
мореходов и землепроходцев XVI-XVIIвв.». Часть 2/
Ответственный редактор академик Б.А. Рыбакова -
Москва. Издательство «Наука», 1981 г.

Визгалов Г.П., Пархимович С.Г.,
Мангазея. Первый русский город
в Сибирском Заполярье
(по материалам раскопок 2001-2004 гг.)
Ответственный редактор чл.-корр. РАН Е.Н. Носов –
Нефтеюганск – Екатеринбург, 2007 г.

Визгалов Г.П., Пархимович С.Г., А.В. Курбатов,
Мангазея. Кожаные изделия
(материалы 2001-2007 гг.)
Ответственный редактор чл.-корр. РАН Е.Н. Носов,
д-р ист. наук А.И. Сакса –
Екатеринбург, Издательство АМБ 2011 г.

Визгалов Г.П., Пархимович С.Г.,
Мангазея: усадьба заполярного города/
Под редакцией канд. Ист. Наук А.Я. Труфанова-
Нефтеюганск;
Екатеринбург: «Издательская группа Караван», 2017 г.